В
бытность мою студентом китайского университета довелось мне стать свидетелем
такого эпизода из жизни рядовой китайской клиники. На прием к врачу пришла
молодая девушка с жалобами на легкое (как у нас говорят, незначительное)
недомогание и головокружение. Больше ее ничего не беспокоило! Анализы — без
патологических отклонений, температура нормальная. Среди «наших» врачей
пробежал шепоток: «И изза этого она не пошла на работу?!» Однако врачкитаец
больную спокойно выслушал, по языку и пульсу поставил диагноз и выписал рецепт!
А нам пояснил, что если сегодня больная (!) попьет дома отвар из трав, уже
завтра она придет на работу абсолютно здоровой.
Так
в первый же день практических занятий мы поняли, чем отличаются друг от друга
академическая европейская и традиционная китайская медицина (ТКМ).
Не
здесь ли кроется секрет китайского долголетия, а заодно и пресловутого
экономического чуда Китая? Можно, конечно, анализировать продолжительность
жизни китайцев, заболеваемость, цифры прироста населения, экологическую
обстановку… Или просто вспомнить, кого на нашей планете больше... несмотря на
государственную регламентацию рождаемости в Китае: одна семья — один ребенок.
Где кончается терпение и начинается болезнь?
Китайцам,
вероятно, жить проще: создается впечатление, что отношение к здоровью они
впитывают с молоком матери. Повезло им еще и в том, что медицина Китая прочно
стоит на философских основах. У нас же философское отношение к жизни вызывает,
скорее, состояние медицины. Попробуйтека с «незначительными» жалобами
обратиться за помощью к врачу в поликлинике... Что вы услышите в ответ? В
лучшем случае: «По анализам отклонений нет. Если будет и дальше беспокоить —
обращайтесь, а пока понаблюдаем». Или — «Ну что вы хотите в вашемто
возрасте?».
Интереснейшая
получается ситуация, когда жалобы есть, а документального подтверждения нет.
Нет бумажки — нет и болезни. Пусть такой пациент побегает по кабинетам и
докажет, что он действительно болен!
Выходит,
у человека должны быть достоверные свидетели его болезни. Может быть, поэтому
врачу «интереснее» изучать анализы, а не смотреть на больного? Человек вроде
как и необязателен. Как вы думаете, что сегодня предпочтет врач для постановки
диагноза: посмотреть самого больного или — результаты его обследования? И если
второе, то почему?
Следующий
вопрос: много ли у нас врачей, которые могут только по результатам опроса и
осмотра больного поставить предварительный диагноз и не «промазать»? И лишь
потом подтвердить свои мысли документально, с помощью анализов? Их и раньшето
было мало, а сейчас...
Неплохо
было бы со студенческой скамьи учить будущего врача обращать внимание на
больного — на те драгоценные мелочи, из которых строится истинный диагноз.
Иначе молодому врачу придется самому, путем накопления многолетнего опыта,
постигать науку диагностики. Чтобы не зависеть от лаборатории, инструментальных
методов исследования и всего того дорогостоящего, чем с каждым годом все больше
и больше обрастает наша медицина.
Представьте
ситуацию: вдруг отключили электричество и перестали работать приборы, аппараты
и прочее... Сколько докторов в полной мере ощутят свою беспомощность? А ведь в
таких условиях сегодня находятся многие врачи — там, куда не добралась еще
современная медицинская техника. Так же работали и работают медики во время
войны.
Да,
в общемто, речь идет даже не о правильности диагноза, а, скорее, о
своевременности помощи… Никто не станет возражать против современных
технологий, особенно если они помогут врачам поставить диагноз в кратчайшие
сроки, без потерь драгоценного времени. Ведь чем дольше мы ждем реального
лечения или просто терпим, тем больше времени у болезни, чтобы нас сожрать.
Могут ли жалобы быть «мелкими»?
Давайте
разберемся: «мелкие» жалобы — это действительно мелочь или первый звоночек,
который предупреждает нас о возможности серьезных нарушений? Чего ради наш
организм раз за разом, пусть даже в виде терпимых болей, напоминает нам об
одном и том же месте? И, главное, как ведет себя больной в этом случае?..
Вот,
к сожалению, типичная модель развития ситуации.
Первый
этап. Появление первых незначительных неприятных ощущений, жалоб. На этом этапе
у человека есть шанс начать лечение вовремя.
Второй
этап. Появление органических нарушений. Здесьто понемногу и начинают
появляться отклонения и нарушения в анализах, на снимках и т. д. Хорошо, если в
этот момент человек обратится за помощью к врачам. А если нет? Если он терпит,
пока хватает сил, или занимается самолечением с привлечением опыта
родственников и соседей, советов, почерпнутых из СМИ и «популярной» литературы?
Третий
этап. Серьезные нарушения в органах, необратимые процессы в организме и многое
другое, что можно было вылечить, если бы человек обратился к врачу чуточку
раньше. А теперь — либо пожизненный прием различных комбинаций лекарств, либо
хирургическое лечение.
Не
буду дальше рисовать мрачные картины. К счастью, в жизни описанная модель не
всегда имеет место. Конечно, людям оказывается помощь, и иногда даже
своевременная. Бывают и пациенты, которые обращаются к врачу вовремя и получают
необходимое лечение. А государством разрабатываются программы по дальнейшему
совершенствованию и улучшению. И всётаки... кто виноват, что люди терпят,
когда пора обращаться к врачу?
Женщины,
милые, кто из вас не терпел хотя бы раз в жизни болезненные месячные? И сколько
человек обратилось при этом к гинекологу?.. А вот, например, в медицине Востока
считается недопустимой не только боль в молочных железах перед месячными — даже
ощущение распирания. Такие жалобы трактуют как болезнь и обязательно лечат.
Впрочем,
сегодня в ответ на вопрос врача «На что жалуетесь?» пациент не жалуется, а
начинает сыпать медицинскими терминамидиагнозами… Люди практически утратили
само это понятие — «жалоба»! Но ведь жалобы — это как раз те самые ощущения,
начальные проявления болезни. Так что жалуйтесь! Просто, без латыни и прочих
премудростей, — порусски.
Доврачебный прием — выход?
Конечно,
у нашей медицины есть свои трудности: бюджет, нехватка собственного
производства лекарств, кадровые проблемы и многое другое. Есть они и у больных:
цены на лекарства, труднодоступность медицинской помощи, график труда, не
оставляющий времени на то, чтобы заниматься собственным здоровьем. Но есть и
общая трудность: отсутствует воспитание отношения к своему здоровью. Больной:
жалобы есть, а к врачу не пойду, потому что заранее знаю, какой от этого
будет толк. Врач: пришел больной, а жалобы подтвердить нечем. Нет
лекарств для профилактики — могу предложить наблюдение…
Давно
напрашивается какаято доврачебная помощь, способная выслушать, посмотреть и
помочь. И лекарства необходимы особые — не из бронебойных, а группа мягко
действующих, профилактических средств. И по разумным, то есть доступным, ценам.
К сожалению, сегодня только критикуемые со всех сторон БАД вкупе с рекламой
пытаются решить задачу доврачебного приема — помогать людям при «мелких»
жалобах. Да и то с оглядкой: перед применением необходимо проконсультироваться
с врачом.
Знать,
кого сегодня в нашей стране больше: тех, кто «терпит» и не идет к врачу, или
тех, кто лечится у врача, — это не самое
главное. Важно другое: у нас достаточно людей, которые предпочитают лечиться
самостоятельно (или у целителей, бабушек). И есть насущная необходимость
обратить внимание на этих людей — на тех, кто предъявляет незначительные
жалобы. Чтобы наконецто понять, где то самое начало заболеваний!
Что
медицина должна давать человеку в конечном счете? Драгоценное время, которое
позволит прожить дольше, успеть больше. Лично я хотел бы дожить до смышленого
возраста своих правнуков, чтобы передать им опыт. Потому что дети и внуки или
чтото забудут, или приврут по обыкновению…
Сергей Чермошенцев, врач-гинеколог, специалист в области ТКМ, главный врач корпорации «Ли Вест»
|