Тип [греч. týpos — отпечаток, форма,
образец] —
образец, модель или разновидность, форма,
которым соответствует известная группа предметов, явлений.
Толковый словарь
Похоже,
как только количество людей на планете Земля превысило число два, у населения
тут же возникла потребность объединяться в группы, разделяя общество на
всевозможные типы. Инициатива в этой области принадлежала
специалистам-гуманитариям: психологам, социологам, антропологам и, конечно же,
врачам. Для чего было нужно такое деление? Так было легче рассчитывать
поведение людей, их реакции на стрессы, болезни и лекарства, проще
разрабатывать схемы лечения.
Конечно же, индивидуальность никто не отменял, но в
то же время похожие люди действительно есть — с этим трудно не согласиться.
Причем групповое сходство определяется не только полом, национальностью или
возрастом… Сказывается также климатическое воздействие, место проживания,
разнообразие и качество питания, сфера деятельности, хронические заболевания,
генетическая предрасположенность и многое другое. Значение имеет, например,
врожденная энергия, полученная от родителей, и даже астрологические факторы.
Три «отпечатка» в аюрведе и тибетской медицине
В аюрведе — древней
системе знаний, посвященной вопросам исцеления тела и духа, — людей делили на
группы в зависимости от баланса в их теле жизненных сил — дош. Согласно аюрведе, три доши — вата (эфир и воздух), питта (огонь и
вода) и капха (вода и земля) — регулируют все функции
организма. Человек здоров лишь тогда, когда доши находятся в сбалансированном
состоянии. Соответственно, люди с преобладанием одной и той же доши, например
огня (питты), чем-то
похожи между собой: телосложением, поведением, «болячками».
Схожее деление можно наблюдать и
в традиционной тибетской медицине (ТТМ), которая сформировалась под влиянием
традиции аюрведы, впитав в
себя принципы индийского буддизма. В ТТМ все патологические состояния
определяются воздействием ньепа — трех «виновников» болезней: ветра (рлунг), желчи (мхрис-па) и слизи (бад-кан). Тибетская
медицина считает, что жизнь — это «пульсация», а здоровье и болезни зависят от
«пульсирующих» сущностей: ветра, желчи и слизи. ТТМ исходит
из того, что все процессы в человеческом теле взаимосвязаны и любая болезнь
становится проявлением дисбаланса во всем организме, поэтому болезни только
одного органа не может быть в принципе. Соответственно и лечение всегда
затрагивает целый организм и проводится комплексно, с учетом «типажа» больного.
Четыре «формы» согласно европейской модели
А что же в Европе?.. Как ни
странно, медицинские знания Востока и Запада когда-то были гораздо ближе, чем
сегодня. Так, в Европе с античности существует понятие темперамента, который определяется балансом уже четырех сил (элементов). Гиппократ под темпераментом понимал анатомо-физиологические
и индивидуальные психологические особенности человека и соответственно
рассматривал четыре типа людей:
▪ с преобладанием лимфы (др.-греч. флегма — «мокрота»). Элемент «вода» делает человека спокойным и медлительным,
то есть флегматиком;
▪ с преобладанием желтой желчи (др.-греч. холе — «желчь, яд»). Элемент «огонь» делает человека истеричным, «горячим» — холериком;
▪ с преобладанием крови (лат. сангвис — «кровь»). Элемент «воздух» делает человека подвижным и веселым — сангвиником;
▪ с преобладанием черной желчи (др.-греч. мелэна холе — «черная желчь»). Элемент «земля» делает человека
грустным и боязливым — меланхоликом.
Это концепция удачно вписалась в
европейскую медицину, психологию и физиологию и существует до сих пор. Хотя о
первоэлементах и их балансе в цивилизованном обществе уже забыли, а зря…
Пять «образцов» в китайской философии
А вот в Китае не забыли! В
традиционной китайской медицине (ТКМ) таких стихий насчитывается еще больше —
пять. Это огонь, земля, металл,
вода и дерево, составляющие классическую систему пяти элементов — у-син. Стихии имеют «привязку» к
системам органов, их функционированию, транспорту жидкостей, крови, ци.
Гармоничный баланс этих стихий-сил в организме создает основу здоровья.
Преобладание или недостаток чего-либо вызывает нарушения, ведущие к болезни.
Все очень логично, несмотря на то, что корни системы уходят в древность.
Сегодня китайская медицина
предлагает классифицировать состояние пациентов по девяти вариантам — так
называемым конституциональным
типам. (Правда, в различных медицинских школах Китая количество
конституциональных типов и сам список могут отличаться.) Возможно, термин «конституциональный»,
указывающий на глубину и постоянство, здесь не совсем точен. Одно из значений
слова «конституция» по
толковому словарю Даля: «Строение, структура (обычно применительно к организму
человека и животных)». В медицине же конституция — это «совокупность
функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе
наследственных и приобретенных свойств». Рассматриваемые здесь конституциональные типы — это,
скорее, лишь временное состояние здоровья человека, его одномоментный срез. И
все-таки само словосочетание «конституциональные типы» и система диагностики,
основанная на типировании, прижились и работают с хорошими результатами.
«Великолепная девятка» ТКМ
Суть системы такова: врач на
основе опроса и внешней диагностики определяет, какому конституциональному типу
соответствует патологическое состояние пациента. Как уже говорилось,
рассматривается девять вариантов: 1) пустота ци; 2) пустота ян; 3) пустота инь; 4) пустота крови; 5) застой ци; 6) застой крови; 7) избыток ян; 8) скопление мокроты и сырости; 9) скопление сырости и жара.
Как мы видим, в приведенном перечне типов
патологические явления классифицируются по критерию избытка или недостатка ци и
субстанций, а также их застоя. При этом нужно учитывать, что отклонения в
состоянии здоровья человека не обязательно целиком вписываются в
один-единственный тип. Типов может быть несколько, например
два: застой ци и крови.
Каждый из конституциональных типов имеет свои
особенности. Эти особенности определяют склонность принадлежащего к данному
типу человека к тем или иным патологическим процессам, заболеваниям. По
подробным опросникам, разработанным специалистами, во многих случаях даже сам
пациент может определить, к какой группе следует отнести его состояние. А затем
использовать для выздоровления (или профилактики) готовые рекомендации:
специальную диету, скорректированный образ жизни, а при необходимости и
соответствующие его типу растительные препараты. Конечно, это кажется
заманчивым: определив конституцию, иметь
возможность корректировать свое состояние и тем самым научиться предотвращать
развитие болезней.
И все-таки, как бы хороша ни была сама идея деления
пациентов по конституциональным типам, следует понимать, что все люди
уникальны. А различные системы и классификации созданы для того, чтобы
оптимизировать работу врача. Хороший врач — восточный ли, европейский ли — в
любом случае к каждому пациенту подходит индивидуально. Он использует обобщения
как карту: лишь для того, чтобы постепенно «подкрасться» к проблеме.
Индивидуальной проблеме больного. И точным ударом сокрушить ее.
Олег Пятидесятников
|