Ортилия

 
 

Оформить заказ
 
АНГРО
Другое
Препараты китайской медицины
Травы

Как сохранить здоровье? Тысячелетний опыт восточной медицины
Подписаться письмом
эл. магазин - Травы
Назад к списку статей

Китайская концепция здоровья (статья в газете)

В Китае с древности и до наших дней болезнь рассматривается как дисбаланс различных функций и энергий в организме. Европейская концепция здоровья, которая подразумевает излечивание болезни и поддержание бодрости тела, заметно отличается от китайской практики, упирающейся в духовное просветление как основу долголетия. 

В основном в науке широко обсуждается китайская концепция двенадцати меридианов, активных точек, но эти теории появились лишь в IX–X веках нашей эры. Первичное же учение было примитивнее и рассматривало тело обобщенно. Мы располагаем точными сведениями о существовании такой концепции уже с IV–III веков до нашей эры. Она была представлена различными текстами, высказываниями, которые потом вошли в известный «Трактат Желтого императора о внутреннем» — «Хуанди нэйцзин». Сегодня этот труд — настольная книга врачей китайской медицины. На ее основе составляются многие китайские рецепты средств для общего оздоровления.  

Священная оздоровительная триада

В китайской медицине в основу всего положено регулирование трех начал. Если мы рассмотрим их внимательнее, то поймем, в чем заключается концепт здоровья в Китае.

▪ Есть два физических начала, непосредственно связанных с телом человека. Это универсальное начало ??ци, которое обычно переводится как «энергия». Она является квазиматериальной субстанцией, которая формирует целый мир: и человека, и все, что его окружает. Организм «вбирает» ??ци из двух источников. Первый источник — дыхание, а второй — питание. Как следствие, получаются два начала, которые следует регулировать. Это начало дыхательное — отсюда весь комплекс дыхательных упражнений в Китае. Второе начало, собственно, питательное. Отсюда происходит китайская диетология, которая не имеет ничего общего с западными представлениями в этой области.

Например, в Китае вегетарианство никак не было связано с «напитыванием» человека ??ци. За счет наполнения тела этой энергией человек гармонизирует свое внутреннее начало. Это есть понятие «хэ-ци», то есть приведение своего ??ци в гармонию с энергией окружающего мира. Отсюда происходит целый ряд рецептур, которые говорят о том, что в период больших холодов нельзя употреблять что-то горячее, а в жару, наоборот, что-то холодное, иначе внутри человека не будет гармонии инь и ??ян. Если обобщить, то получается, что, согласно китайским врачевателям, вместо мороженого летом нужно пить горячий чай.

Ци — это универсальное начало. Есть и чисто человеческое, оно присутствует только в самом человеке. Это начало именуется «цзин», и обычно мы его переводим как «семя». Это действительно семя. Сперма, которая порождает человека. Человек — это цзин, это семя в зародыше. Уже в III–IV веках возникает концепция, согласно которой цзин находится в нижней части тела, в его даньтяне. Цзин напитывает и порождает индивида. Причем в ранней теории говорили, что этим семенем обладают и мужчины, и женщины. Чуть позже возникло разделение. Согласно новому учению мужчина обладает цзин-семенем, а женщина — кровью, но суть осталась той же.

Во время дыхательных упражнений ци соединяется с цзин и как бы подхватывает его. Эта смесь начинает циркулировать по каналам человека. Это обычно называется цзин-ци, то есть как бы утонченное, или рафинированное, ци. Болезнь возникает тогда, когда эта субстанция не может пройти по всем каналам, меридианам. Образуются закупорки, или заставы (гуань).

Обычно рассматривают три основных вида закупорок: на уровне поясницы, на уровне шестого-седьмого позвонка и на уровне затылка («нефритовая подушка»). Эти заставы образуются не только из-за неправильной позиции тела человека, но и если человек понервничал, если изменилась погода — нет большой разницы между физическим и психическим или, например, эмоциональным воздействием на человека.

▪ Если есть закупорки, субстанция не может пройти и возникает болезнь. Она появляется не только из-за «фу-ань» (завихрения), но и из-за того, что эта субстанция не может пройти в верхнюю часть организма, голову, в верхний даньтянь, и соединиться с высшей духовной субстанцией, духом шэнь. Это третье начало.

Таким образом, ци, цзин и шэнь образуют священную оздоровительную триаду — «три драгоценности». Соединение этих трех веществ и обозначает просветление духа-шэнь. В этом плане здоровье является не просто физическим состоянием человека, но и его просветлением, освобождением. В буддизме это рассматривается как избавление от страстей, навязчивых желаний. В даосизме речь идет об обретении долголетия и бессмертия, о состоянии, когда человек не будет зависеть от своего физического тела.

Ци, цзин и шэнь в даосизме рассматриваются одновременно как три небесных души. Семь земных душ после смерти человека уходят в землю, это есть смерть физической оболочки. А три небесных души остаются и могут при необходимости или развитии определенных психических особенностей, как считает даосизм, переселяться в тела других людей. Это и есть бессмертие. Три души в виде божеств, как часто изображается, рассаживаются по горам, беседуют друг с другом и наблюдают за людьми. Вся китайская медицина направлена на очищение каналов человека для циркуляции этих энергий. 

Персональный подход

В работах известных китайских медиков IX–X веков нашей эры возникает важная тема: многообразие способов регуляции в зависимости от внешних факторов. Нет универсального рецепта, есть только способ лечения — в зависимости от времени суток, времени года, возраста и пола человека. По сути, есть определенная схема оздоровления, от которой и зависит регулирование этого типа энергии. Из-за этого в традиционных китайских медицинских школах нет (и не появится) универсальных подходов к лечению той или иной болезни или, например, универсальных способов иглоукалывания. Само иглоукалывание рассматривается как один из способов регулирования здоровья.

Всего подразумевается четыре этапа. Самый простой — это регулирование через дыхательные упражнения, которым должен заниматься каждый человек. При более сложных заболеваниях — регулирование через массаж. (Массаж аньмо, то есть надавливание на разные точки тела, открывает или закрывает каналы.) Третий, более высокий этап — иглоукалывание, когда игла вонзается, вторгается в тело человека. И наконец, четвертый этап — лечение травами, или фитотерапия. Фитотерапия считается очень сильным воздействием. Через этапы нельзя перепрыгивать, иначе энергия либо восполняется, либо, наоборот, угнетается слишком активно.  

История

В целом регулирование базируется на нескольких позициях. Первая позиция, описанная еще в трактате «Хуан-Ди нэй-цзин», — это регулирование по открытию «застав», больших и малых. В данном случае регулирование происходит за счет правильной позиции тела: необходимо, чтобы человек держал осанку, правильно двигался. Оно может происходить и за счет правильного образа жизни или соблюдения особой китайской гигиены, включающей общение с определенными людьми или отказ от этого, сексуальные практики или, наоборот, их угнетение, подбор правильного партнера.

Чуть позже, уже в V–VI веках, возникает концепция каналов: ци движется не просто по телу, а по двенадцати основным каналам. Причем концепция каналов многократно менялась, изначально не было единой системы. Те двенадцать каналов, которые сегодня часто изображают на различных картинках, — это довольно поздняя концепция, возникшая примерно в XVII веке. При этом вначале рассматривались концептуальные общие схемы, без описания прохождения ци и цзин по организму, рассматривались лишь жэнь-май и ду-май — передний и задний срединные меридианы, которые как бы опоясывают человека. Это очищение через энергию и являлось здоровьем.

Но болезнь сама по себе представляет собой сочетание разных факторов. Если что-то болит, то у одного человека это может вызываться одними факторами, одними закупорками, у другого человека — другими. Одна и та же болезнь может вызываться разными факторами и в разных частях тела. Соответственно, нужно индивидуально рассматривать, где у человека происходит закупорка энергии.

И здесь большую роль играло лечение не с точки зрения влияния на организм, а психологическое. Это медитативное воздействие, прежде всего через занятия цигуном. Не случайно первая схема упражнений цигуна появляется в III веке до н. э. Она была найдена при раскопках в гробнице, которая принадлежит II веку до н. э. 

Таким образом, китайская концепция медицины связана не с врачеванием болезни, а с лечением духа, с открытием духовных возможностей человека, которые в дальнейшем автоматически укрепляют весь организм. Поэтому сегодня китайская концепция здоровья присутствует прежде всего как создание именно комфортной ситуации для тела. Отсюда рождается другое направление — то, что можно называть китайским гедонизмом: получение максимального наслаждения от еды, хорошей мебели, рассуждений, чтения книг и др. Все, что дает больший объем здоровья для тела. В этом плане европейская концепция здоровья (излечивание болезни и поддержание бодрости тела) заметно отличается от китайской практики, упирающейся в духовное просветление, которое и есть основа долголетия.

 

Алексей Маслов,

доктор исторических наук,

руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ


© Ортилия. Все права защищены.