Ортилия

 
 

Оформить заказ
 
АНГРО
Другое
Препараты китайской медицины
Травы

Мой Ю-туб канал
«ТРАВОВЕДЪ»
эл. магазин - Травы
Назад к списку статей

Как изучать китайскую медицину (статья в газете)

 

К сокровенным знаниям традиционной китайской медицины (ТКМ) люди приходят разными путями. У кого-то это четкая и прямая дорога — свой, осознанный с детства, путь лекаря, у кого-то — внезапный поворот с широкой, накатанной трассы западной медицины. Для некоторых же — тяжелая, скользкая тропка мучительно перенесенных болезней. Но, как показывает опыт, случайных людей у ворот сокровищницы знаний — нет.

Дойти не означает попасть, начать не означает познать. Сложна и непонятна древняя наука. И чем дальше мы от ее истоков — по времени или по расстоянию, — тем труднее изучение. Поэтому сегодня мы публикуем несколько советов от педагогов, преподавателей ТКМ — простые рекомендации, которые могут облегчить учебу вам, неслучайным людям.  

▪ Найдите своего учителя. Выбор опытного талантливого педагога с хорошей теоретической базой и богатым клиническим опытом составит половину успеха. Конечно, очень здорово, если такой учитель — носитель культуры, лаоши из Китая. Но лишь в том случае, если рядом с ним будет очень хороший переводчик, который и сам прекрасно знает ТКМ. Поэтому иностранному студенту намного полезнее проходить обучение китайской медицине у опытного врача-педагога, который говорит на его родном языке. То есть у того, кто уже применил эти знания в повседневной работе, адаптировал их к местным условиям и может доходчиво объяснить все трудные термины и понятия китайской медицины. 

▪ Погрузитесь в ТКМ полностью. С трудностями при изучении ТКМ сталкиваются многие курсанты, особенно те, кто ранее изучал западную медицину. Каноны академических знаний иногда становятся непреодолимой стеной, которая не позволяет полностью принять новую, необычную информацию.

Когда врачи с европейским образованием начинают изучать китайскую медицину, иногда они находят ее скучной, абстрактной и трудной для понимания. Принимаются ошибочно искать соответствия между европейской медициной и китайской, что только усугубляет непонимание (например, в случае концепции о системе органов).

В то же время нельзя забывать, что ТКМ — это целостная, глобальная система. И изучать ее нужно комплексно, не выхватывая «интересные» куски, а принимая систему сохранения здоровья целиком. Другими словами, следует окунуться в ТКМ с головой. Фитотерапия и цигун, диетология и учет времени суток и сезона, диагностика и синдромология ТКМ… Принимайте все, изучая последовательно. Несмотря на то, что теоретические системы двух медицинских направлений различны, их можно успешно сочетать. 

▪ Соблюдайте последовательность изучения. Объем материала, который предстоит усвоить, очень велик. В настоящее время студенты, обучающиеся китайской медицине в университетах, должны освоить 18 различных дисциплин! Поэтому не следует переоценивать свои способности и довольствоваться поверхностными знаниями, не вникая в суть. Детально фиксируйте всю информацию, которую дает преподаватель. Своевременно обращайтесь с вопросами к мастерам своего дела. Не идите окольными тропами — выбирайте кратчайшие и верные пути. 

▪ Начните изучение с основ. Китайская медицина уходит корнями в тысячелетнее прошлое. Познание истории, культуры и древних медицинских трактатов поможет воспринять ТКМ в современной трактовке, укрепит волю к обучению. Изучая исторические труды: «Трактат о внутреннем», «Трактат об экзогенных лихорадочных болезнях», «Теория диагностики в китайской медицине» и ряд других работ, будущие врачи ТКМ должны заучивать наизусть многие вещи, которые трудно понять сразу. Например, лекарственное действие ингредиентов. 

Чтобы облегчить процесс заучивания:

▪ Стимулируйте интерес. Интерес к предмету способствует запоминанию. Чтобы поднять интерес, нужна вера в эффективность ТКМ. Личный интерес может выражаться, например, в осознании эффективности помощи, которую врач сможет оказать пациентам. Еще один стимул — увидеть возможности роста авторитета, улучшения материального положения и т. д.

Если развивать в себе заинтересованность, пробовать на себе различные методы ТКМ, таким образом можно тренировать память. Считается, что у людей пожилого возраста память ухудшается в большей степени из-за того, что они утрачивают интерес, любознательность, нежели из-за снижения физиологических функций. Поэтому ищите новое, расширяйте свой кругозор. 

▪ Сделайте обучение интересным. Это другая сторона дуэта «интерес–память». Интересно поданный материал быстрее запоминается, лучше закрепляется. Узнавайте перевод китайских названий ингредиентов, точек, синдромов. Часто он звучит весьма поэтично или забавно. Например: Tian yi san переводится как «Порошок из рая»; Qing e wan — это «Пилюли лунной феи»; Xiao yao wan — «Блаженствующая пилюля»; Dong chong xia cao — «Зимой насекомое, летом — трава» (или кордицепс китайский). 

▪ Создайте связь с окружающей реальностью. Студенты, изучающие ингредиенты ТКМ, знакомятся в аудитории и на природе с растениями и минералами «вживую». Узнают русские наименования трав, сравнивают их действие, описанное в разных медицинских традициях. Кроме того, изучают ингредиенты посредством органов обоняния, осязания и вкуса. Обучаясь диагностике, сидят на приеме вместе с практикующим врачом. Тщательно запоминают и записывают все его действия в процессе диагностики, при проведении процедур, постановке игл, выписывании рецепта.

▪ Систематизируйте информацию. Сортируйте весь материал, подлежащий запоминанию: присваивайте информационным блокам разряды, разбивайте на группы. Запоминайте информацию согласно общей специфике: например, группы лекарств со сходным действием. Закончив изучение какой-то темы, классифицируйте информацию, используя разделение по порядковым числам, системам органов, каналам, действию и т. д. Логичная система хранения знаний лучше закрепляется в памяти.

▪ Применяйте общеизвестные методы заучивания информации. Например, чтобы было удобнее повторять материал, записывайте его на карточки. Запоминая информацию, ограничивайте число предметов (должно быть не более семи предметов одновременно — такова особенность человеческой памяти). Все, что подлежит запоминанию, произносите вслух — при этом вы одновременно задействуете два органа чувств. Будьте упорны — регулярно повторяйте материал. Сочетайте теорию и практику. 

▪ Проводите анализ. Даже если вы тщательно зафиксировали все, что делал и говорил учитель, обязательно позже проанализируйте, почему он делал именно так, а не иначе — почувствуйте особенности хода рассуждения преподавателя. Благодаря такому анализу вы сможете пополнить собственные знания, а полное понимание материала способствует его лучшему запоминанию.

В заключение хочется пожелать студентам, изучающим ТКМ, чтобы они за непонятными значками иероглифов, непривычными суждениями и терминами сумели разглядеть красоту и гармонию древнейшей медицины мира.

 

 

 


© Ортилия. Все права защищены.