Ортилия

 
 

Оформить заказ
 
АНГРО
Другое
Препараты китайской медицины
Травы

Мой Ю-туб канал
«ТРАВОВЕДЪ»
эл. магазин - Травы
Назад к списку статей

О необходимости историко-медицинской экспертизы современных препаратов ТКМ. Лазаренко В.Г.

 
Лазаренко В. Г., канд. мед. наук, доцент, руководитель курса «Традиционная китайская медицина» Ижевской государственной медицинской академии, г. Ижевск, Россия
 
Популярность традиционной китайской медицины (ТКМ) привела к появлению на российском рынке множества парафармацевтических препаратов растительного и животного происхождения. При этом дилеры, как правило, утверждают о древней рецептуре таких средств. Речь иногда идет о тысячелетней и даже более традиции, что подчеркивается формулировками типа «средство (препарат, продукт) традиционной китайской медицины». Таким образом, внимание потребителя акцентируется не на конкретном препарате, а на проверенной веками эффективности ТКМ, ее безопасности в плане побочных действий и отдаленных результатов. В связи с этим вопрос о правомерности использования термина «традиционный» получает не только этико-практическое, но и юридическое значение, поскольку если «традиционность» препарата не доказана, речь может идти как минимум о недобросовестной рекламе. На наш взгляд, действенными критериями оценки принадлежности тех или иных препаратов к ТКМ могут быть следующими. Прежде всего, данные о рассматриваемом средстве, его рецептуре и об отдельных компонентах должны иметь возможность подтверждения древнекитайскими источниками. Далее в современных описаниях препарата должны содержаться сведения как о его общем действии и/или действии его компонентов на отдельные каналы-органы и на организм в целом, которые могут быть также сверены в контексте классической теории ТКМ. При несоблюдении этих условий правомерно полагать, что какой-либо препарат является продуктом новейшего времени (как это порой и случается), к ТКМ имеет очень мало отношения, а потребитель вводится в заблуждение наличием китайских терминов и имен на упаковке или в аннотации.
Нами, с целью определения правомочности отнесения к ТКМ, рассмотрен ряд препаратов природного происхождения — эксклюзивной продукции компании «Ли Вест», исследуемых в течение ряда лет НИИ клинической иммунологии Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук. Все рассмотренные ниже препараты прошли российскую сертификацию.
Изучение древнекитайских медицинских источников дало следующие результаты. Истоки рецептуры популярного отвара «Лаоджан» восходят к временам династии Тан (618–907 гг.), когда данный препарат назывался Бу лао чжоу (Каша для нестарения). Двенадцать из его сегодняшних 21 компонента впервые описаны как лекарства еще в древнейшей китайской фармакопее «Шэнь-нун бэнь цао цзин» (Канон травоведения Священного земледельца, далее — «Канон»). Это корень кодонопсиса — Codonopsis pilosula, кора корня акантопанакса — Acanthopanax gracilistylus, плоды лимонника — Schisandra chinensis, плоды бирючины — Ligustrum lucidum, корневище анемаррены — Anemarrena asphodeloides, корень моринды — Morinda officinalis, семя повилики — Cuscuta chinensis, кора бархатного дерева — Phellodendron amurense, плоды дерезы — Lycium barbarum, корневище дискореи (китайского ямса) — Discorea opposita, семя зизифуса — Ziziphus spinosa, семя туи — Biota orientalis. Окончательный текст «Канона» сложился к III в. до н. э., но его истоки теряются в глубине веков. Это обстоятельство, кстати, объясняет, почему современные китайские специалисты утверждают, что некоторые препараты ТКМ имеют более чем трехтысячелетнюю историю. Имеются исторические сведения о том, что еще в эпоху Шан (XVII–XI вв. до н. э.) знаменитый врач И Инь, руководствуясь указаниями «Канона», приготавливал лечебные отвары. Еще два компонента отвара «Лаоджан», корневище купены — Polygonatum sibiricum, а также незрелый плод малины — Rubus idaeus, впервые упомянуты в трактате III в. «Мин и бе лу» (Отдельные записи знаменитых врачей). Таким образом, основные компоненты рассматриваемого препарата применялись задолго до династии Тан, когда по велению императора Гао-цзуна 24 ученых составили первую государственную фармакопею «Синь сю бэнь цао» (Вновь составленная книга по травоведению) или «Тан бэнь цао» (Травоведение династии Тан). Она была обнародована и введена в действие в 659 г. При династии Сун (960–1279 гг.) Бу лао чжоу был переименован в Лао цзюнь тан (Отвар — почтенный муж), в т. ч. потому, что в состав препарата были введены новые эффективные компоненты: корень горца — Polygonum multiflorum (впервые упомянут в трактате «Кай бао бэнь цао», 974 г.) и обработанный корень ремании — Rehmannia glutinosa (впервые описан в «Бэнь цао ту цзин» — «Иллюстрированном каноне травоведения», изданном по императорскому повелению в 1061 г.). Данное название используется и сегодня (от него происходит коммерческое наименование «Лаоджан»), хотя при династии Цин (1644–1911 гг.) препарат переименовывался при сохранении вышеописанного состава компонентов в И шоу хуэй чунь тан (Отвар, приносящий долголетие и возвращающий весну). Имеющиеся в современных аннотациях на отвар «Лаоджан» указания о его влиянии, в контексте классической теории ТКМ, на функцию органов и систем, находят подтверждение в древнекитайских источниках. Именно строгое следование многовековой традиции, на наш взгляд, обеспечивает данному препарату репутацию эффективного адаптогена и иммуномодулятора, средства активации восстановления многих функций и замедления процессов старения.
Также к династии Тан (618–907 гг.) восходит основа рецептуры средства от острых и хронических заболеваний системы дыхания «Сяо кэ цуань», издревле прославившегося в Китае как «Царь-лекарство от кашля». Его составляющие имеют давнюю медицинскую историю. Так, корень платикодона — Platycodon grandiflorum, а также корень истода — Polygala tenuifolia впервые описаны еще в «Каноне», а корень стемоны — Stemona sessifolia — в «Мин и бе лу», III в. Введение в состав препарата листьев рододендрона даурского – Rhododendron dahuricum (впервые описан в знаменитом трактате последнего великого врача традиционного Китая Ли Шичжэня «Бэнь цао ган му» — «Целое и детали травоведения», 1590 г.) сделало его еще более эффективным и обусловило новое название — Фу фан мань шань хун тан цзян (Сироп из листьев рододендрона даурского).
Пилюли «Великое восстановление» или Ши цюань да бу вань (Великое восстановление из 10 компонентов) созданы на основе рецепта препарата Ба чжэнь тан (Отвар из восьми драгоценностей), описанного в государственном сборнике династии Сун «Тай пин хуэй мин хэ цзи цзюй фан» — «Рецепты Управления благоденствия и милости народу и Управления гармонии препаратов», составленного в 1151 г. Этот препарат, в свою очередь, создан путем соединения классических рецептов ТКМ: Сы цзюнь цзы тан (Отвар — четыре благородных мужа) и Сы у тан (Отвар из четырех веществ). О древности этих двух рецептов может свидетельствовать то, что все их составляющие (корневище атрактилодеса — Atractylodes macrocephala, гриб пориа — Poria cocos, корень солодки — Glycyrrhiza uralensis, корень дудника — Angelica sinensis, корневище лигустикума — Ligusticum wallichii, корень пиона — Paeonia lactiflora, корень астрагала — Astragalus membranaceus, кора коричника — Cinammomum cassia) впервые описаны как лекарства еще в «Каноне». Добавленный позже в рецептуру корень реманнии обработанный — Rehmannia glutinosa — описан в качестве лекарства в 1061 г., а десятый компонент препарата — корень кодонопсиса (Codonopsis pilosula) введен в медицинскую практику только при династии Цин (1644–1911 гг.) — первое упоминание о нем содержится в трактате ученого У Ило «Бэнь цао цун синь» (Травоведение, исходя из новых условий). Действие всех этих компонентов, указываемое в контексте классической теории ТКМ, в современном описании пилюль «Великое восстановление» согласуется с данными древних источников и объясняет аннотируемое действие препарата: усиление иммунитета и ферментативной активности, устранение синдрома хронической усталости.
Пилюли «Ци» или Бу чжун и ци вань (Пилюли, восполняющие центр и дающие энергию селезенке), считающиеся жемчужиной всей традиционной китайской фармакологии, впервые описаны в трактате «Пи вэй лунь» (Рассуждения о селезенке и желудке) знаменитого врача Ли Гао во времена династии Цзинь (1115–1234 гг.). В состав этого классического рецепта входили корень астрагала — Astragalus membranaceus, корень солодки — Glycyrrhiza uralensis, корневище атрактилодеса — Atractylodes macrocephala, корень дудника — Angelica cinensis, корневище клопогона — Cimicifuga foetida, корень володушки — Bupleurum chinense. Все они упоминаются как лекарства еще в каноне «Шэнь-нун бэнь цао цзин», составленном не позднее III в. до н. э. Затем в состав пилюль «Ци» были введены плоды зизифуса — Ziziphus jujuba (также впервые описанные в «Каноне»), корневище имбиря — Zingiber officinale (трактат «Мин и бе лу» — «Отдельные записи знаменитых врачей», III в.) и корень кодонопсиса — Codonopsis pilosula (описан как лекарство в период династии Цин, 1644–1911 гг.). Показанные в современных аннотациях механизмы действия компонентов препарата, с точки зрения классической теории ТКМ,объясняют его регулирующее влияние на функцию желудочно-кишечного тракта и мышечного аппарата, а также иммуномодулирующий и омолаживающий эффекты.
Таким образом, проведенная нами историко-медицинская экспертиза показала, что продукция компании «Ли Вест» (отвар «Лаоджан», экстракт «Сяо кэ цуань», пилюли «Великое восстановление» и пилюли «Ци»), безусловно, являются средствами традиционной китайской медицины, с проверенными в течение многих веков эффективностью и безопасностью применения.
Считаем возможным и необходимым проведение подобных экспертиз во всех случаях появления на рынке средств, декларируемых как препараты ТКМ. Потребители должны таким образом иметь возможность получения обоснованной информации о рецептуре и механизме действия данных препаратов, а также о подлинной истории их создания. Обязательным условием осуществления историко-медицинской экспертизы является указание в аннотациях препаратов их состава, а также механизмов действия препарата и его компонентов. С точки зрения классической теории ТКМ, это должны быть, как минимум, указания о влиянии на баланс инь-ян как организма в целом, так и на отдельные каналы-органы. В отношении последних очень были бы важны также указания об имеющихся эффектах бу ци (пополнение энергии) и наличии эффекта се (рассеивание, устранение) полноты или пустоты, жара или холода.
 
Русскоязычные источники
 
1. Белоусов П. В. Теоретические основы китайской медицины. — Алматы, 2000. — 182 с.
2. Белоусов П. В., Чемерис А. В. Основы китайской фитотерапии. — Алматы, 2000. — 182 с.
3. Зайцев С. В. Традиционная китайская фармакология. Часть II. — СПб., 2002. — 156 с.
4. Ли Шичэнь. Китайские целебные травы. Классический труд по фармакологии / пер. с англ. — М.: Центрополиграф, 2004. — 398 с.
5. Начатой В. Г. Традиционная китайская медицина. Клиническая фармакология. — СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2000. — 288 с.

© Ортилия. Все права защищены.